«Космонавт Владимир Комаров»

Универсальное научно-исследовательское судно (НИС).
Порт приписки – г. Одесса.
Районы работы – Средиземное море, Атлантический океан.
Создано для участия в Лунной программе СССР.
Назначение – приём телеметрической информации с борта космического аппарата, управление космическими аппаратами и обеспечение связи Центра управления полётами с космонавтами.

Построено в 1966 г., как сухогруз «Геническ» на Херсонском судостроительном заводе.
Перестроено в 1967 г. в НИС проекта 1917 («Сириус») ЦКБ-17 (ПКБ «Невское») на Балтийском заводе.
Главный конструктор – А.Е.Михайлов.

Водоизмещение 17 850 т.
Длина 155,7 м.
Осадка 8,6 м.
Скорость полного хода 15,8 уз.
Экипаж 121 чел.
Экспедиция 118 чел.
ИМО 6707404

Судно входило в состав 9-го Отдельного морского командно-измерительного комплекса (9 ОМКИК), с 1970 г. – под легендой судна Службы космических исследований Отдела морских экспедиционных работ АН СССР (СКИ ОМЭР АН СССР).

Приёмка судна – 30.06.1967 г.
С 1967 по 1989 год выполнило 31 экспедиционный рейс.
В 1990 г. продано в МГП «Экос-конверсия» и сменило порт приписки на г. Ленинград.
В 1994 г. продано на слом в Аланг (Индия).


«Академик Сергей Королёв»

Универсальное научно-исследовательское судно (НИС).
Порт приписки – г. Одесса.
Основной район работы – северо-западная часть Атлантического океана.
Создано для участия в Лунной программе СССР.
Назначение – приём телеметрической информации с борта космического аппарата, обеспечение связи Центра управления полётами с космонавтами, траекторные измерения и управление космическими аппаратами.

Судно построено в 1970 г. на Черноморском судостроительном заводе, г. Николаев, по проекту 1908 («Канопус») ЦКБ «Черноморсудопроект», на базе корпуса сухогруза проекта 1568.
Главный конструктор – С.М.Козлов.

Водоизмещение 21 250 т.
Длина 180,8 м.
Осадка 7,93 м.
Скорость полного хода 17,5 уз.
Экипаж 119 чел.
Экспедиция 188 чел.
ИМО 7052284

До 1991 г. судно входило в состав 9-го Отдельного морского командно-измерительного комплекса (9 ОМКИК) под легендой судна Службы космических исследований Отдела морских экспедиционных работ АН СССР (СКИ ОМЭР АН СССР).

Вымпел АН СССР поднят 26 декабря 1970 г.
С 1971 по 1991 г. выполнило 22 экспедиционных рейса.
В 1996 г. переименовано собственником (Черноморское пароходство, Украина) в «OROL» и продано на слом в Аланг (Индия).


«Космонавт Юрий Гагарин»

Универсальное научно-исследовательское судно (НИС).
Порт приписки – г. Одесса.
Основной район работы – северо-западная часть Атлантического океана.
Создано для участия в Лунной программе СССР.
Назначение – приём телеметрической информации с борта космического аппарата, обеспечение связи Центра управления полётами с космонавтами, траекторные измерения и управление космическими аппаратами.

Судно построено в 1971 г. на Балтийском заводе, г. Ленинград, по проекту 1909 («Феникс») ЦКБ «Балтсудопроект», на базе корпуса танкера проекта 1552.

Главный конструктор – Д.Г.Соколов.
Водоизмещение 45 000 т.
Длина 231,6 м.
Осадка 8,5 м.
Скорость полного хода 18 уз.
Экипаж 136 чел.
Экспедиция 212 чел.
ИМО 7116286

До 1991 г. судно входило в состав 9-го Отдельного морского командно-измерительного комплекса (9 ОМКИК) под легендой судна Службы космических исследований Отдела морских экспедиционных работ АН СССР (СКИ ОМЭР АН СССР).

Вымпел АН СССР поднят 14 июля 1971 г.
С 1971 по 1991 год выполнило 20 экспедиционных рейсов.
В 1996 г. переименовано собственником (Черноморское пароходство, Украина) в «AGAR» и продано на слом в Аланг (Индия).

До сих пор (2020 г.) «Космонавт Юрий Гагарин» может считаться самым крупным судном, предназначенным для сопровождения полётов космических аппаратов. Вместе стем, встречающаяся в сети информация о том, что «Гагарин» вдвое больше «Титаника» - не более, чем выдумка, бездумно повторенная копипастерами. Сравните сами >>