Флот космической службы

Информационно-просветительский портал

Начало

В конце 50-х годов 20-го века начали создаваться и испытываться межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) с дальностью до 12-14 тыс.км. Районом, куда в ходе испытаний должны были падать головные части МБР, стала т.н. "Акватория" - район Тихого океана юго-западнее Гавайских островов. В 1959 г. для измерения параметров полёта МБР и наблюдения за падающими боеголовками был создан 1-й Плавучий измерительный комплекс, соединение из четырёх кораблей - измерителей "Сибирь", "Сахалин", "Сучан" (с 1973 г. - "Спасск") и ретранслятора "Чукотка". Соединение получило название 4-я Тихоокеанская океанографическая экспедиция (ТОГЭ-4) в составе ТОФ. (Примечание: Существует и другое объяснение аббревиатуры ТОГЭ - "Тихоокеанская гидрографическая экспедиция"). Место базирования - Вилючинск (бухта Крашенинникова, Камчатка). Первая боевая работа ТОГЭ-4 состоялась 22 октября 1959 г. 20 января 1960 г. в районе "Акватория" корабли ТОГЭ-4 впервые отслеживали падение головной части МБР Р7-А в ходе её испытания на полную дальность - ок. 12.5 тыс.км.

Одновременно в СССР создавались средства выведения объектов в космос - на орбиту вокруг Земли, а затем - к Луне, Марсу, Венере. С 1957 по 1960 г. состоялись запуски искусственных спутников Земли, а также несколько полётов космических кораблей с собаками на борту. Следующим шагом должны были стать запуски автоматических межпланетных станций (АМС) и пилотируемых космических кораблей. Наиболее ответственные этапы полёта таких аппаратов - торможение и спуск пилотируемого корабля, а также разгон АМС на целевую траекторию - должны были происходить над Атлантическим океаном, вне зоны видимости наземных измерительных пунктов.

С целью сбора данных с космических аппаратов на ответственных участках полёта специальным решением правительства от 18 июня 1960г. при НИИ-4 МО СССР был создан Плавучий телеметрический комплекс (ПТК) в составе судов "Ворошилов" (с 1962 г. - "Ильичёвск"), "Краснодар" и "Долинск" - судов ММФ, снятых с грузовых перевозок и срочно оборудованных аппаратурой приёма телеметрии и средствами связи. В апреле 1961 г. состоялась первая работа судов ПТК - сопровождение полёта космического корабля "Восток", пилотируемого Юрием Гагариным. В 1962 г. состав ПТК пополнился танкером "Аксай", совмещавшим функции измерительного судна и судна снабжения.

Задачи, связанные с сопровождением полётов космических аппаратов, выполняли не только суда ПТК, но и корабли ТОГЭ-4. Первыми такими работами стали сопровождение в 1961 г. запуска АМС "Венера" и наблюдение за полётом космического корабля "Восток".

Развитие

Повышение интенсивности программ испытаний ракетной и космической техники потребовало усиления морских средств сопровождения этих программ, а также изменений в организации управления этими средствами.

В 1962 г. суда ПТК НИИ-4 были переданы под управление Командно-измерительного комплекса (КИК, в/ч 32103), в состав в/ч 26179.

В 1963 г. в составе ТОФ было создано соединение 5-я Тихоокеанская океанографическая экспедиция (ТОГЭ-5). В него вошли только что построенные корабли "Чажма" и "Чумикан", а также прошедшая переоборудование "Чукотка".

В 1966 и 1967 гг. два самых старых из четырёх судов в/ч 26179 ("Ильичёвск" и "Краснодар") были заменены на "Ристну" и "Бежицу". Два оставшихся судна ("Долинск" и "Аксай") были возвращены в ММФ в 1972 и 1973 гг,

В 1967 г. в состав в/ч 26179 вошли телеметрические суда "Боровичи", "Кегостров", "Моржовец" и "Невель", а также универсальное судно "Космонавт Владимир Комаров". Их назначение - сопровождение Лунной программы СССР.

В 1969 г. в/ч 26179 получила наименование "Отдельный плавучий измерительный комплекс" (ОПИК).

В 1970 г. с целью обеспечения легенды "научно-исследовательских судов" при Отделе морских экспедиционных работ АН СССР была создана Служба космических исследований - СКИ ОМЭР АН СССР, которой суда ОПИК стали формально принадлежать. Легенда "научно-исследовательских судов" позволила им легально заходить в иностранные порты для бункеровки и пополнения запасов продовольствия.

В 1970 и 1971 гг. вступили в строй два наиболее оснащённых универсальных судна - "Академик Сергей Королёв" и "Космонавт Юрий Гагарин", построенных по специальным проектам и способных управлять космическими аппаратами на траектории полёта к Луне и другим планетам.

В 1973 г. - ОПИК  переименован в 9-й Отдельный морской командно-измерительный комплекс (9-й ОМКИК) в составе Командно-измерительного комплекса, подчинённого Главному управлению космических средств (ГУКОС, до 1970 - ЦУКОС) Министерства Обороны СССР.

В 1974 г. ТОГЭ-4 и ТОГЭ-5 объединены в 5-ю Объединённую гидрографическую экспедицию (ОГЭ-5, с 1981 г.  - 35-я бригада кораблей измерительного комплекса в составе ВМФ).

В 1977-79 гг. в состав 9-го ОМКИК вошли четыре более совершенных телеметрических судна: "Космонавт Владислав Волков", "Космонавт Павел Беляев", "Космонавт Георгий Добровольский" и "Космонавт Виктор Пацаев".

В 1983 и 1990 гг. в состав 35-й бригады кораблей измерительного комплекса ТОФ вошли два новых корабля: "Маршал Неделин" и "Маршал Крылов".

Закат

"Перестройка" и распад Советского Союза пагубно повлияли на состояние работ в области создания и испытания ракетной и космической техники. Вследствие сокращения финансирования флот космической службы также начал сокращаться.

В 1989 г. списаны и проданы на слом телеметрические суда "Боровичи", "Кегостров", "Моржовец" и "Невель". "Космонавт Владимир Комаров" выведен из состава 9-го ОМКИК.

С 1990 по 1995 гг. из состава ВМФ исключены "Сибирь", "Сахалин", "Спасск" и "Чукотка".

После распада СССР "Академик Сергей Королёв" и "Космонавт Юрий Гагарин" остались на Укранине, по назначению не использовались, а в 1996 г. проданы на слом.

В 1994 г. продан на слом "Космонавт Владимир Комаров". Оставшиеся четыре судна 9-го ОМКИК перестали выходить в экспедиционные рейсы.

В 1995 г. ликвидирован 9-й ОМКИК, а его суда переданы в Российское космическое агентство.

В 1998 г. из состава ВМФ исключён и продан на слом "Маршал Неделин".

В 2000 г. в Калининграде разобраны "Космонавт Владислав Волков", "Космонавт Павел Беляев".

В 2005 г. продан на слом "Космонавт Георгий Добровольский".

В сентябре 2017 г. "Космонавт Виктор Пацаев", с 2001 г. стоявший у причала Музея мирового океана в Калининграде и с 2003 г. работавший в контуре управления российским сегментом МКС, прекратил свою работу по назначению.

К настоящему времени (2022 г.) из всего флота космической службы в России остались "Космонавт Виктор Пацаев", перешедший из Роскосмоса в ведение Калининградской области, и "Маршал Крылов", прошедший в 2014-18 гг. модернизацию и выполняющий функции корабля управления.


С более подробной информацией о флоте космической службы Вы можете ознакомиться на сайтах НИС "Космонавт Георгий Добровольский" и Союза ветеранов кораблей измерительного комплекса.

© 2020 Владимир Прощенко
Яндекс.Метрика