«Кегостров»

Научно-исследовательское судно (НИС).
Порт приписки – г. Ленинград.
Районы работы – Атлантический, Тихий и Индийский океаны.
Создано для участия в Лунной программе СССР.
Назначение – приём телеметрической информации с борта космического аппарата и обеспечение связи Центра управления полётами с космонавтами, выполнение спасательных операций при подъёме с воды космических аппаратов, вернувшихся на Землю.

Судно построено в 1966 г. на Выборгском судостроительном заводе, как лесовоз ледового класса проекта 596.
Там же перестроено в 1966 г. в НИС проекта 1918 («Селена») ЦКБ «Балтсудопроект».
Главный конструктор – П.С.Возный.

Водоизмещение 6 100 т.
Длина 121,9 м.
Осадка 4,67 м.
Скорость 15,6 уз.
Экипаж 53 чел.
Экспедиция 36 чел.
ИМО 6722301

Судно входило в состав 9-го Отдельного морского командно-измерительного комплекса (9 ОМКИК), с 1970 г. – под легендой судна Службы космических исследований Отдела морских экспедиционных работ АН СССР (СКИ ОМЭР АН СССР).

С 1967 по 1989 год выполнило 24 экспедиционных рейса.
В 1990 г. продано на слом в Аланг (Индия).

12-й рейс НИС «Кегострова» (1977 – 1978 г.) стал самым продолжительным среди всех судов флота космической службы – 331 сутки.


«Моржовец»

Научно-исследовательское судно (НИС).
Порт приписки – г. Ленинград.
Районы работы – Атлантический, Тихий и Индийский океаны.
Создано для участия в Лунной программе СССР.
Назначение – приём телеметрической информации с борта космического аппарата и обеспечение связи Центра управления полётами с космонавтами, выполнение спасательных операций при подъёме с воды космических аппаратов, вернувшихся на Землю.

Судно построено в 1966 г. на Выборгском судостроительном заводе, как лесовоз ледового класса проекта 596.
Там же перестроено в 1966 г. в НИС проекта 1918 («Селена») ЦКБ «Балтсудопроект».
Главный конструктор – П.С.Возный.

Водоизмещение 6 100 т.
Длина 121,9 м.
Осадка 4,67 м.
Скорость 15,6 уз.
Экипаж 53 чел.
Экспедиция 36 чел.
ИМО 6707545

Судно входило в состав 9-го Отдельного морского командно-измерительного комплекса (9 ОМКИК), с 1970 г. – под легендой судна Службы космических исследований Отдела морских экспедиционных работ АН СССР (СКИ ОМЭР АН СССР).

С 1967 по 1989 год выполнило 24 экспедиционных рейса.
В 1990 г. продано на слом в Аланг (Индия).


«Невель»

Научно-исследовательское судно (НИС).
Порт приписки – г. Ленинград.
Районы работы – Атлантический, Тихий и Индийский океаны.
Создано для участия в Лунной программе СССР.
Назначение – приём телеметрической информации с борта космического аппарата и обеспечение связи Центра управления полётами с космонавтами, выполнение спасательных операций при подъёме с воды космических аппаратов, вернувшихся на Землю.

Судно построено в 1966 г. на заводе им. А.А.Жданова (г. Ленинград), как лесовоз ледового класса проекта 596.
Там же перестроено в 1967 г. в НИС проекта 1918 («Селена») ЦКБ «Балтсудопроект».
Главный конструктор – П.С.Возный.

Водоизмещение 6 100 т.
Длина 121,9 м.
Осадка 4,67 м.
Скорость 15,6 уз.
Экипаж 53 чел.
Экспедиция 36 чел.
ИМО 6707571

Судно входило в состав 9-го Отдельного морского командно-измерительного комплекса (9 ОМКИК), с 1970 г. – под легендой судна Службы космических исследований Отдела морских экспедиционных работ АН СССР (СКИ ОМЭР АН СССР).

С 1967 по 1989 год выполнило 23 экспедиционных рейса.
В 1990 г. продано на слом в Аланг (Индия).

2-й рейс НИС «Невель» (1968 – 1969 г.) оказался вторым по продолжительности среди всех судов флота космической службы – 329 суток. У «Кегострова» – 331 сутки.


«Боровичи»

Научно-исследовательское судно (НИС).
Порт приписки – г. Ленинград.
Районы работы – Атлантический, Тихий и Индийский океаны.
Создано для участия в Лунной программе СССР.
Назначение – приём телеметрической информации с борта космического аппарата и обеспечение связи Центра управления полётами с космонавтами, выполнение спасательных операций при подъёме с воды космических аппаратов, вернувшихся на Землю.

Судно построено в 1967 г. на заводе им. А.А.Жданова (г. Ленинград), как лесовоз ледового класса проекта 596.
Там же перестроено в 1967 г. в НИС проекта 1918 («Селена») ЦКБ «Балтсудопроект».
Главный конструктор – П.С.Возный.

Водоизмещение 6 100 т.
Длина 121,9 м.
Осадка 4,67 м.
Скорость 15,6 уз.
Экипаж 53 чел.
Экспедиция 36 чел.
ИМО 6722222

Судно входило в состав 9-го Отдельного морского командно-измерительного комплекса (9 ОМКИК), с 1970 г. – под легендой судна Службы космических исследований Отдела морских экспедиционных работ АН СССР (СКИ ОМЭР АН СССР).

С 1967 по 1989 год выполнило 23 экспедиционных рейса.
В 1990 г. продано на слом в Аланг (Индия).

Одна из наиболее известных работ НИС «Боровичи» – операция по поиску и подъёму с воды спускаемого аппарата «Зонд-5», совершившего в сентябре 1968 г. облёт Луны с черепахами на борту – первыми живыми существами, облетевшими Луну.


«Космонавт Владислав Волков»

Телеметрическое научно-исследовательское судно (НИС).
Порт приписки – г. Ленинград.
Районы работы – Атлантический и Индийский океаны.
Назначение – приём телеметрической информации с борта космического аппарата, обеспечение связи Центра управления полётами с космонавтами.

Судно построено в 1964 г. на Выборгском судостроительном заводе, как лесовоз ледового класса проекта 596 под названием «Енисейлес».
В 1977 г. на судостроительном заводе им. А.А.Жданова, г. Ленинград, перестроено в НИС проекта 1929 («Селена-М») ЦКБ «Балтсудопроект».
Главный конструктор – Б.П.Ардашев.

Водоизмещение 8 950 т.
Длина 121,9 м.
Осадка 6,56 м.
Скорость 14,7 уз.
Экипаж 66 чел.
Экспедиция 77 чел.
ИМО 6503365

Судно входило в состав 9-го Отдельного морского командно-измерительного комплекса (9 ОМКИК) под легендой судна Службы космических исследований Отдела морских экспедиционных работ АН СССР (СКИ ОМЭР АН СССР).

Вымпел АН СССР поднят 1 июля 1977 г.
С 1977 по 1992 год выполнило 17 экспедиционных рейсов.
В 1995 г. в связи с ликвидацией 9-го ОМКИК передано из ведения Министерства обороны РФ в Российское космическое агентство.
В 2000 г. разобрано на судоремонтном заводе, г. Калининград.


«Космонавт Павел Беляев»

Телеметрическое научно-исследовательское судно (НИС).
Порт приписки – г. Ленинград.
Районы работы – Атлантический и Индийский океаны.
Назначение – приём телеметрической информации с борта космического аппарата, обеспечение связи Центра управления полётами с космонавтами.

Судно построено в 1963 г. на судостроительном заводе им. А.А.Жданова, г. Ленинград, как лесовоз ледового класса проекта 596 под названием «Вытегралес». Там же перестроено в 1977 г. в НИС проекта 1929 («Селена-М») ЦКБ «Балтсудопроект».
Главный конструктор – Б.П.Ардашев.

Водоизмещение 8 950 т.
Длина 121,9 м.
Осадка 6,56 м.
Скорость 14,7 уз.
Экипаж 66 чел.
Экспедиция 77 чел.
ИМО 5409732

Судно входило в состав 9-го Отдельного морского командно-измерительного комплекса (9 ОМКИК) под легендой судна Службы космических исследований Отдела морских экспедиционных работ АН СССР (СКИ ОМЭР АН СССР).

Вымпел АН СССР поднят 14 декабря 1977 г.
С 1978 по 1994 год выполнило 15 экспедиционных рейсов.
В 1995 г. в связи с ликвидацией 9-го ОМКИК передано из ведения Министерства обороны РФ в Российское космическое агентство.
В 2000 г. разобрано на судоремонтном заводе, г. Калининград.

Наиболее значимая работа НИС «Космонавт Павел Беляев»: совместное с КИК «Чумикан» и поисково-спасательными кораблями Черноморского флота участие в операции по подъёму с воды приводнившегося беспилотного орбитального ракетоплана БОР-4 (1983 год, Индийский океан).

В 1992 г. «Космонавт Павел Беляев» вместе с теплоходом «Профессор Хлюстин» участвовал в экспедиции «Колумб-92» в ознаменование Международного года космоса и 500-летия открытия Америки Колумбом.


«Космонавт Георгий Добровольский»

Телеметрическое научно-исследовательское судно (НИС).
Порт приписки – г. Ленинград.
Районы работы – Атлантический, Индийский и Тихий океаны.
Назначение – приём телеметрической информации с борта космического аппарата, обеспечение связи Центра управления полётами с космонавтами.

Судно построено в 1968 г. на судостроительном заводе им. А.А.Жданова, г. Ленинград, как лесовоз ледового класса проекта 596 под названием «Назар Губин». Там же перестроено в 1977 г. в НИС проекта 1929 («Селена-М») ЦКБ «Балтсудопроект».
Главный конструктор – Б.П.Ардашев.

Водоизмещение 8 950 т.
Длина 121,9 м.
Осадка 6,56 м.
Скорость 14,7 уз.
Экипаж 66 чел.
Экспедиция 77 чел.
ИМО 6910245

Судно входило в состав 9-го Отдельного морского командно-измерительного комплекса (9 ОМКИК) под легендой судна Службы космических исследований Отдела морских экспедиционных работ АН СССР (СКИ ОМЭР АН СССР).

Вымпел АН СССР поднят 30 июня 1978 г.
С 1978 по 1991 год выполнило 14 экспедиционных рейсов.
В 1995 г. в связи с ликвидацией 9-го ОМКИК передано из ведения Министерства обороны РФ в Российское космическое агентство.
В 2005 г. под именем «Cosmos» продано на слом в Аланг (Индия)

Наиболее значимые работы НИС «Космонавт Георгий Добровольский»: совместное с КИК «Чумикан» и поисково-спасательными кораблями Черноморского флота участие в операции по подъёму с воды приводнившегося беспилотного орбитального ракетоплана БОР-4 (1982 год, Индийский океан), участие в программах испытаний тяжёлой ракеты-носителя «Энергия» (1987 г.) и многоразового космического корабля по программе «Энергия-Буран» (1988 год, Тихий океан).


«Космонавт Виктор Пацаев»

Телеметрическое научно-исследовательское судно (НИС).
Порт приписки – г. Ленинград, с 2001 г. – г. Калининград.
Основной район работы – Атлантический океан.
Назначение – приём телеметрической информации с борта космического аппарата, обеспечение связи Центра управления полётами с космонавтами.

Судно построено в 1968 г. на судостроительном заводе им. А.А.Жданова, г. Ленинград, как лесовоз ледового класса проекта 596 под названием «Семён Косинов». Там же перестроено в 1977 г. в НИС проекта 1929 («Селена-М») ЦКБ «Балтсудопроект».
Главный конструктор – Б.П.Ардашев.

Водоизмещение 8 950 т.
Длина 121,9 м.
Осадка 6,56 м.
Скорость 14,7 уз.
Экипаж 66 чел.
Экспедиция 77 чел.
ИМО 6908888

Судно входило в состав 9-го Отдельного морского командно-измерительного комплекса (9 ОМКИК) под легендой судна Службы космических исследований Отдела морских экспедиционных работ АН СССР (СКИ ОМЭР АН СССР).

Вымпел АН СССР поднят 24 ноября 1978 г.
С 1979 по 1994 год выполнило 14 экспедиционных рейсов.
В 1995 г. в связи с ликвидацией 9-го ОМКИК передано из ведения Министерства обороны РФ в Российское космическое агентство.
С 2001 г. по 2017 год, стоя у причала Музея мирового океана (г. Калининград), обеспечивало связь Центра управления полётами с космонавтами и приём телеметрии с российского сегмента Международной космической станции.

НИС «Космонавт Виктор Пацаев» – последнее уцелевшее судно Службы космических исследований. В 2016 г. благодаря усилиям ветеранов Службы судно занесено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов России федерального значения. В настоящее время (2020 г.) решается вопрос о его передаче из Роскосмоса в ведение Минобороны РФ. Ветераны предлагают создать на его борту Музей флота космической службы.