Флот космической службы

Информационно-просветительский портал

Спасение экипажа «Колумбии» «Атлантисом» в представлении художника

12 апреля был ещё один юбилей - 40 лет с запуска первого американского челнока "Колумбия".
Что это было? Прорыв или дорогостоящая авантюра?

 

Юбилей катастрофической программы «Шаттлов»

Полностью, на сайте WorldCrisis   >>

Кратко:

За 30 лет - 134 старта, две катастрофы, 14 погибших космонавтов. Причины гибели людей: отсутствие средств спасения, переоценка надёжности аппарата руководителями NASA и их неспособность организовать спасательную операцию в случае с "Колумбией"

Стоимость одного пуска - 500 млн.долл, с учётом расходов на НИОКР - 1.5 млрд.долл.
Окупаемость (теоретическая) - при 10 стартах в год при наличии полезной нагрузки. Практически, такой нагрузки было недостаточно.  Цитата: "... согласно планам, «Шаттлы» должны были возить грузы в космос за 560 долларов за килограмм, а в жизни возили за 18 тысяч (без учета НИОКР), а то и за 60 тысяч (с учетом НИОКР)"

Выводы Майкла Гриффина, в 2005-2009 годах возглавлявшего NASA: «Вместо создания “Шаттлов” стоило постепенно модернизировать “Сатурны” и “Аполлоны”»

В конце статьи - оценка сходства и различий в программах "Shuttle"и "Spaceship" Маска. Цитата: "Будем надеяться, у него получится лучше, чем у его предшественников из NASA"


От себя:

Похоже, стремление "догонять и перегонять" - это болезнь нашей, отечественной космонавтики. Так ли позарез был нам нужен "Буран"? По-моему, главное в проекте "Энергия-Буран" было показать, что "и мы можем". Практический результат только один: отличный опыт создания мощной ракеты-носителя и автоматической системы управления многоразовым космическим аппаратом.

И кстати, в отличие от шаттлов для "Бурана" система спасения экипажа была разработана - https://www.buran.ru/htm/katapu.htm

© 2020 Владимир Прощенко