Интенсивность рейсов судов СКИ ОМЭР в 1967-94 гг.
Показательные данные:
- пик интенсивности - июль 1982 г (все 11 судов - в море)
- 90-е - начало конца.
"С тех пор прошло много лет, и мне давно не снятся белые корабли, синее море и портовые города. Но и сегодня я с волнением вспоминаю те восемнадцать месяцев моей работы и жизни на кораблях морского космического флота. Чёрное море, Босфор, Дарданеллы, Средиземное море, Гибралтар – и вот мы в Атлантическом океане." - вспоминает Владислав Борзенко (КВК - 17-й рейс, АСК - 11-й рейс)
Да, не обошлось без неточностей. Но сами понимаете - время неумолимо.
"Космонавт Георгий Добровольский" и "Космонавт Виктор Пацаев" - два брата-близнеца с похожей, но всё же разной судьбой. Два корабля, служившие космосу до последней возможности. Но один - ушёл в Аланг, другой - стал музейным сотрудником.
Мне хочется узнать и рассказать о том, что с ними происходило в конце 90-х - начале 2000-х. Возможно, получится статья. Надеюсь, ветераны и непосредственные участники событий того времени помогут мне в этом.
Цель освоения космоса, и в частности - Луны, все видят по-разному.
Мечтатетели-циолковские говорят: "Нельзя вечно жить в колыбели".
Пессимисты-апокалиптики нудят: "Земля - маленькая и тощая, всех не прокормит, а людей уже 8 млрд. и они всё гадят и гадят на Земле".
Кеннеди-хрущёвы кричат: "Это дело престижа страны" и бьют себя в грудь: "Мы самые-самые! Вперёд! На Луну, на Марс!"
А генералы как гвоздь забивают: "Космос - это сфера государственной безопасности. Нам нужны боеголовки."
Можно ли всё это совместить?
В РКС опубликован отчёт 1969 г. - "Галактика", о перспективах развития космической электроники. Читаем:
"1-й этап - 1972-75 гг. Создание временной лунной базы со сроком жизни 30 суток.
2-й этап - после 1975 г. Длительная лунная база "Колумб-1" с персоналом 4-6 чел. Время безремонтной работы не м.1 года; смена персонала через 3-6 мес.
3-й этап - 1980-83 гг. Постоянная лунная база "Колумб-2" с персоналом 10 чел. и более."
Далее - об изучении Марса (1971-73 гг), его облёте (1978 г.) и высадке на него. Эх...
Вот читаешь разные публикации о флоте, и вдруг - недоразумение: "тут у судна указано водоизмещение 8 950 т., а тут - 6 360. Где ошибка?".
Ошибка - в использовании терминов и в непонимании того, как измеряются размер судна и его весовые характеристики.
Поковырявшись в сети, нашёл пару наибоее внятных статей на эту тему: "Главные размерения судна"
и "Весовые и объёмные измерители судна".
Неожиданно обнаружилось вот такое видео: рабочие материалы ТВ о приходе НИС "Академик Сергей Королёв" домой и интервью В.Феоктистова.
Сегодня я получил сообщение от Анатолия Александровича Капитанова, руководителя "Клуба ветеранов МКФ", того, что на ул.Щепкина в Москве. Письмо - об очередной попытке объединить две ветеранские организации.
Привожу текст моего ответа Анатолию Александровичу.