Флот космической службы

Информационно-просветительский портал


«Чажма»

Корабль измерительного комплекса (КИК).
Место базирования – бухта Крашенинникова, Камчатка.
Назначение - измерения при испытаниях МБР, дополнительно - связь с космическими аппаратами и получение с них телеметрической информации.
Основной район работы – Тихий океан.

Построен в 1962 г., как углерудовоз «Дангара» (зав. №418) проекта KE-II на верфи Warnowwerft, Варнемюнде, ГДР.
Перестроен на Балтийском заводе в 1963 г. по проекту 1130 ЦКБ-17 (ПКБ «Невское»).
Главный конструктор А.Е.Михайлов.

Водоизмещение 12 700 т.
Длина 139,5 м.
Осадка 7,5 м.
Скорость 15 уз.
Экипаж 300 чел.

В составе ВМФ с 21.07.1963 г. по 30.06.1993 г.
С 1963 г. - в составе ТОГЭ-5.
С 1974 г. - в составе ОГЭ-5.
С 1981 г. - в составе 35-й бригады кораблей измерительного комплекса Тихоокеанского флота.
В 1994 г. продан на слом в Аланг (Индия).

 


«Чумикан»

Корабль измерительного комплекса (КИК).
Место базирования – бухта Крашенинникова, Камчатка.
Назначение - измерения при испытаниях МБР, дополнительно - связь с космическими аппаратами и получение с них телеметрической информации. 
Районы работы – Тихий и Индийский океаны.

Построен в 1962 г., как углерудовоз «Дудинка» (зав. №419) проекта KE-II на верфи Warnowwerft, Варнемюнде, ГДР.
Перестроен на Кронштадтском морском заводе в 1963 г. по проекту 1130 ЦКБ-17 (ПКБ «Невское»).
Главный конструктор А.Е.Михайлов.

Водоизмещение 12 700 т.
Длина 139,5 м.
Осадка 7,5 м.
Скорость 15 уз.
Экипаж 300 чел.

В составе ВМФ с 14.06.1963 г. по 04.08.1995 г.
С 1963 г. - в составе ТОГЭ-5.
С 1974 г. - в составе ОГЭ-5.
С 1981 г. - в составе 35-й бригады кораблей измерительного комплекса Тихоокеанского флота.
В 1996 г. продан на слом в Аланг (Индия).

КИК «Чумикан» совместно с научно-исследовательскими судами Службы космических исследований АН СССР «Космонавт Георгий Добровольский» (в 1982 г.) и «Космонавт Павел Беляев» (в 1983 г.) находясь в Индийском океане участвовал в испытаниях беспилотного орбитального ракетоплана БОР-4.


«Маршал Неделин»

Корабль измерительного комплекса (КИК).
Место базирования – бухта Крашенинникова, Камчатка.
Назначение - измерения при испытаниях МБР, дополнительно - связь с космическими аппаратами и получение с них телеметрической информации.
Районы работы – Тихий и Индийский океаны.

Построен в 1983 г. на Адмиралтейских верфях, г. Ленинград, по проекту 1914 ЦКБ «Балтсудопроект».
Главный конструктор Д.Г.Соколов.

Водоизмещение 24 300 т.
Длина 211,2 м.
Осадка 8 м.
Скорость 22 уз.
Автономность 120 сут.
Экипаж 396 чел.

В составе ВМФ с 20.08.1984 г. по 30.05.1998 г.
Входил в состав 35-й бригады кораблей измерительного комплекса Тихоокеанского флота.
С 1994 г. - в составе 173-й бригады ракетных кораблей.
В 1999 г. продан на слом в Аланг (Индия).

В 1988 г., находясь в Тихом океане, вместе с НИС «Космонавт Георгий Добровольский» сопровождал испытательный полёт многоразового космического корабля по программе «Энергия-Буран».


«Маршал Крылов»

Корабль измерительного комплекса (КИК), судно связи.
Место базирования – бухта Крашенинникова, Камчатка.
Назначение - измерения при испытаниях МБР, дополнительно - связь с космическими аппаратами и получение с них телеметрической информации.
Район работы – Тихий океан.

Построен в 1989 г. на Адмиралтейских верфях, г. Ленинград, по проекту 1914.1 ЦКБ «Балтсудопроект».
Главный конструктор Д.Г.Соколов.

Водоизмещение 23 780 т.
Длина 211 м.
Осадка 8 м.
Скорость 22 уз.
Автономность 120 сут.
Экипаж 339 чел.

В составе ВМФ с 23.02.1990 г.
Входил в состав 35-й бригады кораблей измерительного комплекса Тихоокеанского флота.
С 1994 г. - в составе 173-й бригады ракетных кораблей.
С 1998 г. - в составе 114­-­й бригады кораблей охраны водного района Группировки войск и сил на северо-востоке РФ и классифицирован, как судно связи.
В 2017 – 2018 гг. прошёл глубокую модернизацию на Дальзаводе, г. Владивосток.

Выполняет функции корабля управления.


«Сибирь»

Экспедиционное океанографическое судно, корабль измерительного комплекса (КИК).
Место базирования – бухта Крашенинникова, Камчатка.
Назначение - измерения при испытаниях МБР, дополнительно - связь с космическими аппаратами и получение с них телеметрической информации. 
Основной район работы – Тихий океан.

Построен в 1958 г., как углерудовоз «Прокопьевск» (зав. №55) проекта B-31 на верфи Stocznia Gdanska, Гданьск, Польша.
Переоборудован в КИК на Балтийском заводе в 1959 г. по проекту 1128 ЦКБ-17 (ПКБ «Невское»).
Главный конструктор – В.В.Ашик.

Водоизмещение 7 400 т.
Длина 108,25 м.
Осадка 6,1 м.
Скорость 12 уз.
Экипаж 200 чел.

В составе ВМФ с 31.12.1959 г. по 19.04.1990 г.
С 1959 г. - в составе ТОГЭ-4.
С 1974 г. - в составе ОГЭ-5.
С 1981 г. - в составе 35-й бригады кораблей измерительного комплекса Тихоокеанского флота.
В 1990 г. продан на слом в Аланг (Индия)


«Сучан» / «Спасск»

Экспедиционное океанографическое судно, корабль измерительного комплекса (КИК).
Место базирования – бухта Крашенинникова, Камчатка.
Назначение - измерения при испытаниях МБР, дополнительно - связь с космическими аппаратами и получение с них телеметрической информации. 
Основной район работы – Тихий океан.

Построен в 1958 г., как углерудовоз «Первоуральск» (зав. №54) проекта B-31 на верфи Stocznia Gdanska, Гданьск, Польша.
Переоборудован в КИК на Балтийском заводе в 1959 г. по проекту 1128 ЦКБ-17 (ПКБ «Невское»).
Главный конструктор – В.В.Ашик.

Водоизмещение 7 400 т.
Длина 108,25 м.
Осадка 6,1 м.
Скорость 12 уз.
Экипаж 200 чел.

В составе ВМФ с 23.07.1959 г. по 04.08.1995 г..
С 1959 г. - в составе ТОГЭ-4.
В 1973 г. переименован в «Спасск».
С 1974 г. - в составе ОГЭ-5.
С 1981 г. - в составе 35-й бригады кораблей измерительного комплекса Тихоокеанского флота.
В 1996 г. продан на слом в Аланг (Индия).


«Сахалин»

Экспедиционное океанографическое судно, корабль измерительного комплекса (КИК).
Место базирования – бухта Крашенинникова, Камчатка.
Назначение - измерения при испытаниях МБР, дополнительно - связь с космическими аппаратами и получение с них телеметрической информации. 
Основной район работы – Тихий океан.

Построен в 1958 г., как углерудовоз «Павлоград» (зав. №56) проекта B-31 на верфи Stocznia Gdanska, Гданьск, Польша.
Переоборудован в КИК на Балтийском заводе в 1959 г. по проекту 1128 ЦКБ-17 (ПКБ «Невское»).
Главный конструктор – В.В.Ашик.

Водоизмещение 7 400 т.
Длина 108,25 м.
Осадка 6,1 м.
Скорость 12 уз.
Экипаж 200 чел.

В составе ВМФ с 23.07.1959 г. по 03.07.1992 г.
С 1959 г. - в составе ТОГЭ-4.
С 1974 г. - в составе ОГЭ-5.
С 1981 г. - в составе 35-й бригады кораблей измерительного комплекса Тихоокеанского флота.
В 1992 г. списан и продан в Китай.


«Чукотка»

Экспедиционное океанографическое судно, судно связи (ретранслятор).
С 1961 г. – Корабль измерительного комплекса (КИК).
Место базирования – бухта Крашенинникова, Камчатка.
Назначение - участие в испытаниях МБР, дополнительно - связь с космическими аппаратами и получение с них телеметрической информации. 
Основной район работы – Тихий океан.

Построено в 1958 г., как углерудовоз «Пермь» (зав. №57) проекта B-31 на верфи Stocznia Gdanska, Гданьск, Польша.
Перестроено в судно связи на Балтийском заводе в 1959 г. по проекту 1129 ЦКБ-17 (ПКБ «Невское»).
Переоборудовано в КИК в 1961 г. по проекту 1129Б.
Главный конструктор – В.В.Ашик.

Водоизмещение 7 400 т.
Длина 108,25 м.
Осадка 6,1 м.
Скорость 12 уз.
Экипаж 200 чел.

В составе ВМФ – с 06.07.1959 г. по 24.06.1991 г.
С 1959 г. - в составе ТОГЭ-4.
С 1963 г. - в составе ТОГЭ-5.
С 1974 г. - в составе ОГЭ-5.
С 1981 г. - в составе 35-й бригады кораблей измерительного комплекса Тихоокеанского флота.
В 1992 г. продано на слом в Аланг (Индия).

До 1961 г. «Чукотка» служила в качестве судна связи, ретранслятора для трёх других кораблей, работавших в районе падения головных частей МБР.


«Кегостров»

Научно-исследовательское судно (НИС).
Порт приписки – г. Ленинград.
Районы работы – Атлантический, Тихий и Индийский океаны.
Создано для участия в Лунной программе СССР.
Назначение – приём телеметрической информации с борта космического аппарата и обеспечение связи Центра управления полётами с космонавтами, выполнение спасательных операций при подъёме с воды космических аппаратов, вернувшихся на Землю.

Судно построено в 1966 г. на Выборгском судостроительном заводе, как лесовоз ледового класса проекта 596.
Там же перестроено в 1966 г. в НИС проекта 1918 («Селена») ЦКБ «Балтсудопроект».
Главный конструктор – П.С.Возный.

Водоизмещение 6 100 т.
Длина 121,9 м.
Осадка 4,67 м.
Скорость 15,6 уз.
Экипаж 53 чел.
Экспедиция 36 чел.
ИМО 6722301

Судно входило в состав 9-го Отдельного морского командно-измерительного комплекса (9 ОМКИК), с 1970 г. – под легендой судна Службы космических исследований Отдела морских экспедиционных работ АН СССР (СКИ ОМЭР АН СССР).

С 1967 по 1989 год выполнило 24 экспедиционных рейса.
В 1990 г. продано на слом в Аланг (Индия).

12-й рейс НИС «Кегострова» (1977 – 1978 г.) стал самым продолжительным среди всех судов флота космической службы – 331 сутки.


«Моржовец»

Научно-исследовательское судно (НИС).
Порт приписки – г. Ленинград.
Районы работы – Атлантический, Тихий и Индийский океаны.
Создано для участия в Лунной программе СССР.
Назначение – приём телеметрической информации с борта космического аппарата и обеспечение связи Центра управления полётами с космонавтами, выполнение спасательных операций при подъёме с воды космических аппаратов, вернувшихся на Землю.

Судно построено в 1966 г. на Выборгском судостроительном заводе, как лесовоз ледового класса проекта 596.
Там же перестроено в 1966 г. в НИС проекта 1918 («Селена») ЦКБ «Балтсудопроект».
Главный конструктор – П.С.Возный.

Водоизмещение 6 100 т.
Длина 121,9 м.
Осадка 4,67 м.
Скорость 15,6 уз.
Экипаж 53 чел.
Экспедиция 36 чел.
ИМО 6707545

Судно входило в состав 9-го Отдельного морского командно-измерительного комплекса (9 ОМКИК), с 1970 г. – под легендой судна Службы космических исследований Отдела морских экспедиционных работ АН СССР (СКИ ОМЭР АН СССР).

С 1967 по 1989 год выполнило 24 экспедиционных рейса.
В 1990 г. продано на слом в Аланг (Индия).


«Невель»

Научно-исследовательское судно (НИС).
Порт приписки – г. Ленинград.
Районы работы – Атлантический, Тихий и Индийский океаны.
Создано для участия в Лунной программе СССР.
Назначение – приём телеметрической информации с борта космического аппарата и обеспечение связи Центра управления полётами с космонавтами, выполнение спасательных операций при подъёме с воды космических аппаратов, вернувшихся на Землю.

Судно построено в 1966 г. на заводе им. А.А.Жданова (г. Ленинград), как лесовоз ледового класса проекта 596.
Там же перестроено в 1967 г. в НИС проекта 1918 («Селена») ЦКБ «Балтсудопроект».
Главный конструктор – П.С.Возный.

Водоизмещение 6 100 т.
Длина 121,9 м.
Осадка 4,67 м.
Скорость 15,6 уз.
Экипаж 53 чел.
Экспедиция 36 чел.
ИМО 6707571

Судно входило в состав 9-го Отдельного морского командно-измерительного комплекса (9 ОМКИК), с 1970 г. – под легендой судна Службы космических исследований Отдела морских экспедиционных работ АН СССР (СКИ ОМЭР АН СССР).

С 1967 по 1989 год выполнило 23 экспедиционных рейса.
В 1990 г. продано на слом в Аланг (Индия).

2-й рейс НИС «Невель» (1968 – 1969 г.) оказался вторым по продолжительности среди всех судов флота космической службы – 329 суток. У «Кегострова» – 331 сутки.


«Боровичи»

Научно-исследовательское судно (НИС).
Порт приписки – г. Ленинград.
Районы работы – Атлантический, Тихий и Индийский океаны.
Создано для участия в Лунной программе СССР.
Назначение – приём телеметрической информации с борта космического аппарата и обеспечение связи Центра управления полётами с космонавтами, выполнение спасательных операций при подъёме с воды космических аппаратов, вернувшихся на Землю.

Судно построено в 1967 г. на заводе им. А.А.Жданова (г. Ленинград), как лесовоз ледового класса проекта 596.
Там же перестроено в 1967 г. в НИС проекта 1918 («Селена») ЦКБ «Балтсудопроект».
Главный конструктор – П.С.Возный.

Водоизмещение 6 100 т.
Длина 121,9 м.
Осадка 4,67 м.
Скорость 15,6 уз.
Экипаж 53 чел.
Экспедиция 36 чел.
ИМО 6722222

Судно входило в состав 9-го Отдельного морского командно-измерительного комплекса (9 ОМКИК), с 1970 г. – под легендой судна Службы космических исследований Отдела морских экспедиционных работ АН СССР (СКИ ОМЭР АН СССР).

С 1967 по 1989 год выполнило 23 экспедиционных рейса.
В 1990 г. продано на слом в Аланг (Индия).

Одна из наиболее известных работ НИС «Боровичи» – операция по поиску и подъёму с воды спускаемого аппарата «Зонд-5», совершившего в сентябре 1968 г. облёт Луны с черепахами на борту – первыми живыми существами, облетевшими Луну.


«Космонавт Владислав Волков»

Телеметрическое научно-исследовательское судно (НИС).
Порт приписки – г. Ленинград.
Районы работы – Атлантический и Индийский океаны.
Назначение – приём телеметрической информации с борта космического аппарата, обеспечение связи Центра управления полётами с космонавтами.

Судно построено в 1964 г. на Выборгском судостроительном заводе, как лесовоз ледового класса проекта 596 под названием «Енисейлес».
В 1974-77 гг. на судостроительном заводе им. А.А.Жданова, г. Ленинград, перестроено в НИС проекта 1929 («Селена-М») ЦКБ «Балтсудопроект».
Главный конструктор – Б.П.Ардашев.

Водоизмещение полное 8 950 т.
Водоизмещение порожнем 6 360 т.
Длина 121,9 м.
Осадка 6,56 м.
Скорость 14,7 уз.
Экипаж 66 чел.
Экспедиция 77 чел.
ИМО 6503365

Судно входило в состав 9-го Отдельного морского командно-измерительного комплекса (9 ОМКИК) под легендой судна Службы космических исследований Отдела морских экспедиционных работ АН СССР (СКИ ОМЭР АН СССР).

Вымпел АН СССР поднят 1 июля 1977 г.
С 1977 по 1992 год выполнило 17 экспедиционных рейсов.
В 1995 г. в связи с ликвидацией 9-го ОМКИК передано из ведения Министерства обороны РФ в Российское космическое агентство.
В 2000 г. разобрано на судоремонтном заводе, г. Калининград.


«Космонавт Павел Беляев»

Телеметрическое научно-исследовательское судно (НИС).
Порт приписки – г. Ленинград.
Районы работы – Атлантический и Индийский океаны.
Назначение – приём телеметрической информации с борта космического аппарата, обеспечение связи Центра управления полётами с космонавтами.

Судно построено в 1963 г. на судостроительном заводе им. А.А.Жданова, г. Ленинград, как лесовоз ледового класса проекта 596 под названием «Вытегралес». Там же перестроено в 1974-77 гг. в НИС проекта 1929 («Селена-М») ЦКБ «Балтсудопроект».
Главный конструктор – Б.П.Ардашев.

Водоизмещение полное 8 950 т.
Водоизмещение порожнем 6 360 т.
Длина 121,9 м.
Осадка 6,56 м.
Скорость 14,7 уз.
Экипаж 66 чел.
Экспедиция 77 чел.
ИМО 5409732

Судно входило в состав 9-го Отдельного морского командно-измерительного комплекса (9 ОМКИК) под легендой судна Службы космических исследований Отдела морских экспедиционных работ АН СССР (СКИ ОМЭР АН СССР).

Вымпел АН СССР поднят 14 декабря 1977 г.
С 1978 по 1994 год выполнило 15 экспедиционных рейсов.
В 1995 г. в связи с ликвидацией 9-го ОМКИК передано из ведения Министерства обороны РФ в Российское космическое агентство.
В 2000 г. разобрано на судоремонтном заводе, г. Калининград.

Наиболее значимая работа НИС «Космонавт Павел Беляев»: совместное с КИК «Чумикан» и поисково-спасательными кораблями Черноморского флота участие в операции по подъёму с воды приводнившегося беспилотного орбитального ракетоплана БОР-4 (1983 год, Индийский океан).

В 1992 г. «Космонавт Павел Беляев» вместе с теплоходом «Профессор Хлюстин» участвовал в экспедиции «Колумб-92» в ознаменование Международного года космоса и 500-летия открытия Америки Колумбом.


«Космонавт Георгий Добровольский»

Телеметрическое научно-исследовательское судно (НИС).
Порт приписки – г. Ленинград.
Районы работы – Атлантический, Индийский и Тихий океаны.
Назначение – приём телеметрической информации с борта космического аппарата, обеспечение связи Центра управления полётами с космонавтами.

Судно построено в 1968 г. на судостроительном заводе им. А.А.Жданова, г. Ленинград, как лесовоз ледового класса проекта 596 под названием «Назар Губин». Там же перестроено в 1975-78 гг. в НИС проекта 1929 («Селена-М») ЦКБ «Балтсудопроект».
Главный конструктор – Б.П.Ардашев.

Водоизмещение полное 8 950 т.
Водоизмещение порожнем 6 360 т.
Длина 121,9 м.
Осадка 6,56 м.
Скорость 14,7 уз.
Экипаж 66 чел.
Экспедиция 77 чел.
ИМО 6910245

Судно входило в состав 9-го Отдельного морского командно-измерительного комплекса (9 ОМКИК) под легендой судна Службы космических исследований Отдела морских экспедиционных работ АН СССР (СКИ ОМЭР АН СССР).

Вымпел АН СССР поднят 30 июня 1978 г.
С 1978 по 1991 год выполнило 14 экспедиционных рейсов.
В 1995 г. в связи с ликвидацией 9-го ОМКИК передано из ведения Министерства обороны РФ в Российское космическое агентство.
В 2005 г. под именем «Cosmos» продано на слом в Аланг (Индия)

Наиболее значимые работы НИС «Космонавт Георгий Добровольский»: совместное с КИК «Чумикан» и поисково-спасательными кораблями Черноморского флота участие в операции по подъёму с воды приводнившегося беспилотного орбитального ракетоплана БОР-4 (1982 год, Индийский океан), участие в программах испытаний тяжёлой ракеты-носителя «Энергия» (1987 г.) и многоразового космического корабля по программе «Энергия-Буран» (1988 год, Тихий океан).

В 1998-99 гг НИС «Космонавт Георгий Добровольский» проходил переоснащение в связи с предполагаемым участием в проекте "Sea Launch".


«Космонавт Виктор Пацаев»

Телеметрическое научно-исследовательское судно (НИС).
Порт приписки – г. Ленинград, с 2001 г. – г. Калининград.
Основной район работы – Атлантический океан.
Назначение – приём телеметрической информации с борта космического аппарата, обеспечение связи Центра управления полётами с космонавтами.

Судно построено в 1968 г. на судостроительном заводе им. А.А.Жданова, г. Ленинград, как лесовоз ледового класса проекта 596 под названием «Семён Косинов». Там же перестроено в 1975-78 гг. в НИС проекта 1929 («Селена-М») ЦКБ «Балтсудопроект».
Главный конструктор – Б.П.Ардашев.

Водоизмещение полное 8 950 т.
Водоизмещение порожнем 6 360 т.
Длина 121,9 м.
Осадка 6,56 м.
Скорость 14,7 уз.
Экипаж 66 чел.
Экспедиция 77 чел.
ИМО 6908888

Судно входило в состав 9-го Отдельного морского командно-измерительного комплекса (9 ОМКИК) под легендой судна Службы космических исследований Отдела морских экспедиционных работ АН СССР (СКИ ОМЭР АН СССР).

Вымпел АН СССР поднят 24 ноября 1978 г.
С 1979 по 1994 год выполнило 14 экспедиционных рейсов.
В 1995 г. в связи с ликвидацией 9-го ОМКИК передано из ведения Министерства обороны РФ в Российское космическое агентство.
С 2001 г. по 2017 год, стоя у причала Музея мирового океана (г. Калининград), обеспечивало связь Центра управления полётами с космонавтами и приём телеметрии с российского сегмента Международной космической станции.

НИС «Космонавт Виктор Пацаев» – последнее уцелевшее судно Службы космических исследований. В 2016 г. благодаря усилиям ветеранов Службы судно занесено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов России федерального значения. В настоящее время (2020 г.) решается вопрос о его передаче из Роскосмоса в ведение Минобороны РФ. Ветераны предлагают создать на его борту Музей флота космической службы.

Универсальные суда СКИ ОМЭР АН СССР проектировались и строились с целью сопровождения Лунной программы СССР. "Универсальные" означает, что "научно-техническое оснащение этих судов позволяло им выполнять в океане все функции стационарных измерительных пунктов" (цит. В.Г.Безбородов), включая управление космическими аппаратами на окололунных расстояниях - до 400 тыс.км.


«Космонавт Владимир Комаров»

Универсальное научно-исследовательское судно (НИС).
Порт приписки – г. Одесса.
Районы работы – Средиземное море, Атлантический океан.
Создано для участия в Лунной программе СССР.
Назначение – приём телеметрической информации с борта космического аппарата, управление космическими аппаратами и обеспечение связи Центра управления полётами с космонавтами.

Построено в 1966 г., как сухогруз «Геническ» на Херсонском судостроительном заводе.
Перестроено в 1967 г. в НИС проекта 1917 («Сириус») ЦКБ-17 (ПКБ «Невское») на Балтийском заводе.
Главный конструктор – А.Е.Михайлов.

Водоизмещение 17 850 т.
Длина 155,7 м.
Осадка 8,6 м.
Скорость полного хода 15,8 уз.
Экипаж 121 чел.
Экспедиция 118 чел.
ИМО 6707404

Судно входило в состав 9-го Отдельного морского командно-измерительного комплекса (9 ОМКИК), с 1970 г. – под легендой судна Службы космических исследований Отдела морских экспедиционных работ АН СССР (СКИ ОМЭР АН СССР).

Приёмка судна – 30.06.1967 г.
С 1967 по 1989 год выполнило 31 экспедиционный рейс.
В 1990 г. продано в МГП «Экос-конверсия» и сменило порт приписки на г. Ленинград.
В 1994 г. продано на слом в Аланг (Индия).


«Академик Сергей Королёв»

Универсальное научно-исследовательское судно (НИС).
Порт приписки – г. Одесса.
Основной район работы – северо-западная часть Атлантического океана.
Создано для участия в Лунной программе СССР.
Назначение – приём телеметрической информации с борта космического аппарата, обеспечение связи Центра управления полётами с космонавтами, траекторные измерения и управление космическими аппаратами.

Судно построено в 1970 г. на Черноморском судостроительном заводе, г. Николаев, по проекту 1908 («Канопус») ЦКБ «Черноморсудопроект», на базе корпуса сухогруза проекта 1568.
Главный конструктор – С.М.Козлов.

Водоизмещение 21 250 т.
Длина 180,8 м.
Осадка 7,93 м.
Скорость полного хода 17,5 уз.
Экипаж 119 чел.
Экспедиция 188 чел.
ИМО 7052284

До 1991 г. судно входило в состав 9-го Отдельного морского командно-измерительного комплекса (9 ОМКИК) под легендой судна Службы космических исследований Отдела морских экспедиционных работ АН СССР (СКИ ОМЭР АН СССР).

Вымпел АН СССР поднят 26 декабря 1970 г.
С 1971 по 1991 г. выполнило 22 экспедиционных рейса.
В 1996 г. переименовано собственником (Черноморское пароходство, Украина) в «OROL» и продано на слом в Аланг (Индия).


«Космонавт Юрий Гагарин»

Универсальное научно-исследовательское судно (НИС).
Порт приписки – г. Одесса.
Основной район работы – северо-западная часть Атлантического океана.
Создано для участия в Лунной программе СССР.
Назначение – приём телеметрической информации с борта космического аппарата, обеспечение связи Центра управления полётами с космонавтами, траекторные измерения и управление космическими аппаратами.

Судно построено в 1971 г. на Балтийском заводе, г. Ленинград, по проекту 1909 («Феникс») ЦКБ «Балтсудопроект», на базе корпуса танкера проекта 1552.

Главный конструктор – Д.Г.Соколов.
Водоизмещение 45 000 т.
Длина 231,6 м.
Осадка 8,5 м.
Скорость полного хода 18 уз.
Экипаж 136 чел.
Экспедиция 212 чел.
ИМО 7116286

До 1991 г. судно входило в состав 9-го Отдельного морского командно-измерительного комплекса (9 ОМКИК) под легендой судна Службы космических исследований Отдела морских экспедиционных работ АН СССР (СКИ ОМЭР АН СССР).

Вымпел АН СССР поднят 14 июля 1971 г.
С 1971 по 1991 год выполнило 20 экспедиционных рейсов.
В 1996 г. переименовано собственником (Черноморское пароходство, Украина) в «AGAR» и продано на слом в Аланг (Индия).

До сих пор (2020 г.) «Космонавт Юрий Гагарин» может считаться самым крупным судном, предназначенным для сопровождения полётов космических аппаратов. Вместе стем, встречающаяся в сети информация о том, что «Гагарин» вдвое больше «Титаника» - не более, чем выдумка, бездумно повторенная копипастерами. Сравните сами >>

Начало

В конце 50-х годов 20-го века начали создаваться и испытываться межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) с дальностью до 12-14 тыс.км. Районом, куда в ходе испытаний должны были падать головные части МБР, стала т.н. "Акватория" - район Тихого океана юго-западнее Гавайских островов. В 1959 г. для измерения параметров полёта МБР и наблюдения за падающими боеголовками был создан 1-й Плавучий измерительный комплекс, соединение из четырёх кораблей - измерителей "Сибирь", "Сахалин", "Сучан" (с 1973 г. - "Спасск") и ретранслятора "Чукотка". Соединение получило название 4-я Тихоокеанская океанографическая экспедиция (ТОГЭ-4) в составе ТОФ. (Примечание: Существует и другое объяснение аббревиатуры ТОГЭ - "Тихоокеанская гидрографическая экспедиция"). Место базирования - Вилючинск (бухта Крашенинникова, Камчатка). Первая боевая работа ТОГЭ-4 состоялась 22 октября 1959 г. 20 января 1960 г. в районе "Акватория" корабли ТОГЭ-4 впервые отслеживали падение головной части МБР Р7-А в ходе её испытания на полную дальность - ок. 12.5 тыс.км.

Одновременно в СССР создавались средства выведения объектов в космос - на орбиту вокруг Земли, а затем - к Луне, Марсу, Венере. С 1957 по 1960 г. состоялись запуски искусственных спутников Земли, а также несколько полётов космических кораблей с собаками на борту. Следующим шагом должны были стать запуски автоматических межпланетных станций (АМС) и пилотируемых космических кораблей. Наиболее ответственные этапы полёта таких аппаратов - торможение и спуск пилотируемого корабля, а также разгон АМС на целевую траекторию - должны были происходить над Атлантическим океаном, вне зоны видимости наземных измерительных пунктов.

С целью сбора данных с космических аппаратов на ответственных участках полёта специальным решением правительства от 18 июня 1960г. при НИИ-4 МО СССР был создан Плавучий телеметрический комплекс (ПТК) в составе судов "Ворошилов" (с 1962 г. - "Ильичёвск"), "Краснодар" и "Долинск" - судов ММФ, снятых с грузовых перевозок и срочно оборудованных аппаратурой приёма телеметрии и средствами связи. В апреле 1961 г. состоялась первая работа судов ПТК - сопровождение полёта космического корабля "Восток", пилотируемого Юрием Гагариным. В 1962 г. состав ПТК пополнился танкером "Аксай", совмещавшим функции измерительного судна и судна снабжения.

Задачи, связанные с сопровождением полётов космических аппаратов, выполняли не только суда ПТК, но и корабли ТОГЭ-4. Первыми такими работами стали сопровождение в 1961 г. запуска АМС "Венера" и наблюдение за полётом космического корабля "Восток".

Развитие

Повышение интенсивности программ испытаний ракетной и космической техники потребовало усиления морских средств сопровождения этих программ, а также изменений в организации управления этими средствами.

В 1962 г. суда ПТК НИИ-4 были переданы под управление Командно-измерительного комплекса (КИК, в/ч 32103), в состав в/ч 26179.

В 1963 г. в составе ТОФ было создано соединение 5-я Тихоокеанская океанографическая экспедиция (ТОГЭ-5). В него вошли только что построенные корабли "Чажма" и "Чумикан", а также прошедшая переоборудование "Чукотка".

В 1966 и 1967 гг. два самых старых из четырёх судов в/ч 26179 ("Ильичёвск" и "Краснодар") были заменены на "Ристну" и "Бежицу". Два оставшихся судна ("Долинск" и "Аксай") были возвращены в ММФ в 1972 и 1973 гг,

В 1967 г. в состав в/ч 26179 вошли телеметрические суда "Боровичи", "Кегостров", "Моржовец" и "Невель", а также универсальное судно "Космонавт Владимир Комаров". Их назначение - сопровождение Лунной программы СССР.

В 1969 г. в/ч 26179 получила наименование "Отдельный плавучий измерительный комплекс" (ОПИК).

В 1970 г. с целью обеспечения легенды "научно-исследовательских судов" при Отделе морских экспедиционных работ АН СССР была создана Служба космических исследований - СКИ ОМЭР АН СССР, которой суда ОПИК стали формально принадлежать. Легенда "научно-исследовательских судов" позволила им легально заходить в иностранные порты для бункеровки и пополнения запасов продовольствия.

В 1970 и 1971 гг. вступили в строй два наиболее оснащённых универсальных судна - "Академик Сергей Королёв" и "Космонавт Юрий Гагарин", построенных по специальным проектам и способных управлять космическими аппаратами на траектории полёта к Луне и другим планетам.

В 1973 г. - ОПИК  переименован в 9-й Отдельный морской командно-измерительный комплекс (9-й ОМКИК) в составе Командно-измерительного комплекса, подчинённого Главному управлению космических средств (ГУКОС, до 1970 - ЦУКОС) Министерства Обороны СССР.

В 1974 г. ТОГЭ-4 и ТОГЭ-5 объединены в 5-ю Объединённую гидрографическую экспедицию (ОГЭ-5, с 1981 г.  - 35-я бригада кораблей измерительного комплекса в составе ВМФ).

В 1977-79 гг. в состав 9-го ОМКИК вошли четыре более совершенных телеметрических судна: "Космонавт Владислав Волков", "Космонавт Павел Беляев", "Космонавт Георгий Добровольский" и "Космонавт Виктор Пацаев".

В 1983 и 1990 гг. в состав 35-й бригады кораблей измерительного комплекса ТОФ вошли два новых корабля: "Маршал Неделин" и "Маршал Крылов".

Закат

"Перестройка" и распад Советского Союза пагубно повлияли на состояние работ в области создания и испытания ракетной и космической техники. Вследствие сокращения финансирования флот космической службы также начал сокращаться.

В 1989 г. списаны и проданы на слом телеметрические суда "Боровичи", "Кегостров", "Моржовец" и "Невель". "Космонавт Владимир Комаров" выведен из состава 9-го ОМКИК.

С 1990 по 1995 гг. из состава ВМФ исключены "Сибирь", "Сахалин", "Спасск" и "Чукотка".

После распада СССР "Академик Сергей Королёв" и "Космонавт Юрий Гагарин" остались на Укранине, по назначению не использовались, а в 1996 г. проданы на слом.

В 1994 г. продан на слом "Космонавт Владимир Комаров". Оставшиеся четыре судна 9-го ОМКИК перестали выходить в экспедиционные рейсы.

В 1995 г. ликвидирован 9-й ОМКИК, а его суда переданы в Российское космическое агентство.

В 1998 г. из состава ВМФ исключён и продан на слом "Маршал Неделин".

В 2000 г. в Калининграде разобраны "Космонавт Владислав Волков", "Космонавт Павел Беляев".

В 2005 г. продан на слом "Космонавт Георгий Добровольский".

В сентябре 2017 г. "Космонавт Виктор Пацаев", с 2001 г. стоявший у причала Музея мирового океана в Калининграде и с 2003 г. работавший в контуре управления российским сегментом МКС, прекратил свою работу по назначению.

К настоящему времени (2022 г.) из всего флота космической службы в России остались "Космонавт Виктор Пацаев", перешедший из Роскосмоса в ведение Калининградской области, и "Маршал Крылов", прошедший в 2014-18 гг. модернизацию и выполняющий функции корабля управления.


С более подробной информацией о флоте космической службы Вы можете ознакомиться на сайтах НИС "Космонавт Георгий Добровольский" и Союза ветеранов кораблей измерительного комплекса.


«Ворошилов» / «Ильичёвск»

Плавучий измерительный пункт.
Порт приписки – г. Одесса.
Основной район работы – Атлантический океан.
Назначение – приём телеметрической информации с борта космического аппарата и обеспечение связи Группы (Центра) управления полётами с космонавтами.

Судно построено в 1924 г. на верфи Furness Shipbuilding, Haverton Hill, Англия.
Тоннаж (GRT) 3 904 т.
Длина 110,6 м.
Скорость 12 уз.
ИМО 5158955

С 1924 по 1925 г. – «Tramore» (Британия).
С 1925 по 1933 г. – «Brazilian Prince» (Британия).
С 1933 по 1962 г. – «Ворошилов».
С 1962 г. – «Ильичёвск».

Входило в состав Плавучего телеметрического комплекса (ПТК) НИИ-4 Министерства обороны СССР.

С 1960 по 1966 г. выполнило 10 экспедиционных рейсов.
В 1974 г. списано.


«Краснодар»

Плавучий измерительный пункт.
Порт приписки – г. Одесса.
Основной район работы – Атлантический океан.
Назначение – приём телеметрической информации с борта космического аппарата и обеспечение связи Группы (Центра) управления полётами с космонавтами.

Судно построено в 1925 г. на верфи Kockums Shipyard, Мальмё, Швеция.
Тоннаж (GRT) 4 121 т.
Длина 113,69 м.
Осадка 6,88 м.
Скорость 12 уз.
ИМО 5196438

С 1925 по 1928 г. – «Skåneland» (Швеция).
С 1928 по 1945 г. – «Pernambuco» (Германия).
С 1945 по 1946 г. – «Empire Dart» (Британия).
С 1946 г. – «Краснодар».

Входило в состав Плавучего телеметрического комплекса (ПТК) НИИ-4 Министерства обороны СССР.

С 1960 по 1966 г. выполнило 9 экспедиционных рейсов.
В 1975 г. разобрано в г. Сплит (Югославия)


«Долинск»

Плавучий измерительный пункт, научно-исследовательское судно (НИС).
Порт приписки – г. Ленинград.
Основной район работы – Атлантический океан.
Назначение – приём телеметрической информации с борта космического аппарата и обеспечение связи Группы (Центра) управления полётами с космонавтами.

Судно построено в 1959 г. на верфи Wärtsilä, Турку, Финляндия.
Тоннаж (GRT) 5 419 т.
Длина 139,4 м.
Осадка 7 м.
Скорость 15 уз.
ИМО 5091523

Входило в состав Плавучего телеметрического комплекса (ПТК) НИИ-4 Министерства обороны СССР. С 1970 г. ходило под легендой судна Службы космических исследований Отдела морских экспедиционных работ АН СССР (СКИ ОМЭР АН СССР).

С 1960 по 1973 год выполнило 14 экспедиционных рейсов.
В 1986 г. разобрано в КНР.


«Аксай»

Танкер и плавучий измерительный пункт, научно-исследовательское судно (НИС).
Порт приписки – г. Батуми.
Основной район работы – Атлантический океан.
Назначение – приём телеметрической информации с борта космического аппарата и обеспечение связи Группы (Центра) управления полётами с космонавтами.

Судно построено в 1961 г. по проекту 6404 на верфи «Rauma Repola», Финляндия.
Водоизмещение полное 6 480 т.
Длина 105,4 м.
Скорость 14 уз.
Осадка 6,2 м.
ИМО 5007364

Входило в состав Плавучего телеметрического комплекса (ПТК) НИИ-4 Министерства обороны СССР. С 1970 г. ходило под легендой судна Службы космических исследований Отдела морских экспедиционных работ АН СССР (СКИ ОМЭР АН СССР).

С 1962 по 1972 год выполнило 8 экспедиционных рейсов.
Списано в 1984 г.


«Ристна»

Плавучий измерительный пункт, научно-исследовательское судно (НИС).
Порт приписки – г. Таллин.
Основной район работы – Атлантический океан.
Назначение – приём телеметрической информации с борта космического аппарата и обеспечение связи Группы (Центра) управления полётами с космонавтами.

Судно построено в 1963 г. на верфи «Нептун», Росток, ГДР.
Водоизмещение 6 680 т.
Длина 105,85 м.
Осадка 6,64 м.
Скорость 13,5 уз.
ИМО 6401529

Входило в состав 9-го Отдельного морского командно-измерительного комплекса (9 ОМКИК), с 1970 г. – под легендой судна Службы космических исследований Отдела морских экспедиционных работ АН СССР (СКИ ОМЭР АН СССР).

С 1966 по 1976 год выполнило 10 экспедиционных рейсов.
В 1995 г. разобрано в Калькутте (Индия).


«Бежица»

Плавучий измерительный пункт, научно-исследовательское судно (НИС).
Порт приписки – г. Одесса.
Основной район работы – Атлантический океан.
Назначение – приём телеметрической информации с борта космического аппарата и обеспечение связи Группы (Центра) управления полётами с космонавтами.

Судно построено в 1963 г. по проекту 595 ЦКБ «Черноморсксудопроект» на Херсонском судостроительном заводе.
Водоизмещение 17 000 т.
Длина 155,7 м.
Осадка 8,4 м.
Скорость 15,6 уз.
ИМО 6415740

Входило в состав 9-го Отдельного морского командно-измерительного комплекса (9 ОМКИК), с 1970 г. – под легендой судна Службы космических исследований Отдела морских экспедиционных работ АН СССР (СКИ ОМЭР АН СССР).

С 1967 по 1976 год выполнило 10 экспедиционных рейсов.
В 1988 г. разобрано в Читтагонге (Бангладеш).

Внимание!
Пока на этом портале имеется доступ только к Базе данных ветеранов СКИ ОМЭР АН СССР.
Списки ветеранов Кораблей измерительного комплекса ТОФ доступны на сайте ТОГЭ


Сайт 8-й оперативной эскадры кораблей ВМФ СССР известен давно. На нём размещена информация о поисково-спасательных кораблях (ПСК), участвовавших, в частности, совместно с судами СКИ ОМЭР в операциях по подъёму с вод Индийского океана аппаратов "Зонд-5" и "Зонд-8", а также беспилотных орбитальных ракетопланов БОР-4. См. стр.1, стр.2 и стр.3.

К сожалению, статьи об этих операциях содержат много неточностей:

  • БОР-4 - не макет МКК "Буран", а уменьшенная копия орбитального самолёта "Спираль", предназначенная для испытания термозащитных плиток для "Бурана"
  • в 1982 г. в районе приводнения БОР-4 работал не "Космонавт Павел Беляев", а "Космонавт Георгий Добровольский"
  • БПК "Василий Чапаев" не участвовал в операциях по БОР-4
  • "Ямал" - не корабль слежения, а ПСК - поисково-спасательный корабль
  • "Космонавт Пацаев", "Космонавт Добровольский" (так в статье) и "Ямал" - не могли "заранее выдвинуться из бухты Петропавловк-Камчатского", т.к. никогда там не были. Это не их место базирования
  • кораблей австралийских ВМС в районе приводнения БОР-4 в 1982 г. не было

Более точные обстоятельства операций 1982 и 1983 гг. воссозданы в результате обсуждения на форуме НИС КГД

© 2020 Владимир Прощенко
Яндекс.Метрика